Ранее Минпромторг сообщил о намерении увеличить утилизационный сбор на автомобили на 70-85%, причем уже c 1 октября этого года, а далее индексировать его на 10-20% ежегодно.
Российские производители электроники для автомобилей, в том числе для модулей ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов и пр., столкнулись с дефицитом чипов
Это, в свою очередь, может значительно сократить выпуск новых транспортных средств, поскольку без соответствующих систем они просто не могут эксплуатироваться. Пока дефицит покрывается из складских запасов, а Министерство промышленности и торговли готово оказать поддержку автопроизводителям и их поставщикам.
Правда, не совсем понятно, как именно будет выглядеть эта поддержка, если дефицит чипов является общемировым и связан он с коронавирусными ограничениями, из-за которых весной прошлого года автоконцерны сократили объемы производства и, как следствие, заказы микросхем.
«Цикл производства микросхем достигает полугода и более, а номенклатура огромна. Он делится на две части: выращивание [кремниевых] кристаллов и установка их в корпус. Учитывая специфику производства кристаллов, запуски их выращивания производятся нечасто, ежеквартально или даже один раз в год, и производятся они обычно в очень большом количестве, часть из которого попадает в корпусирование, а другая — лежит на складе. Сейчас у производителей чипов на складах кристаллов нет», — объяснил генеральный директор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик.
По оценкам IHS Markit, из-за недостатка полупроводников в I квартале будет отложено производство около 1 млн. автомобилей по всему миру (примерно 5% от общего выпуска), а спрос на чипы, как отмечает издание Financial Times, вряд ли сумеют удовлетворить до второго полугодия 2021-го года.
Речь, в частности, идет о микросхемах для систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой, мультимедийных систем и т.п. Без них транспортное средство не может эксплуатироваться, а без ЭРА-ГЛОНАСС оно, в принципе, не может попасть на российский рынок.
В Министерстве промышленности и торговли уверяют, что в России недостатка электронных комплектующих пока нет.
«Нам известно о глобальном кризисе поставок электронных комплектующих, который начался в конце 2020-го года и продолжает набирать силу. Многие автопроизводители за рубежом уже неоднократно останавливали производство из-за нехватки электроники. В России у автопроизводителей нет перебоев с поставкой электронных комплектующих. Мы внимательно следим за развитием ситуации и готовы оказать автопроизводителям и их как российским, так и зарубежным поставщикам поддержку», — отметили в ведомстве.
В свою очередь, в «Автовазе» рассказали, что компания оперативно отслеживает ситуацию с дефицитом электроники для машин и уже создала рабочую группу по этому вопросу. При этом производство автомобилей ведется в соответствии с годовым планом.
«В настоящий момент мы обеспечены компонентами, но ситуация, складывающаяся на мировом рынке, нас тревожит», — прокомментировали проблему представители «КамАЗа».
«На сегодня о приостановке производства или дефиците речь не идет, — рассказали в «Соллерсе». — Из-за общей ситуации на мировом рынке риски сохраняются, но мы внимательно следим за развитием ситуации и делаем все возможное, чтобы обеспечить бесперебойное производство».
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» пояснил, что в среднем запас комплектующих у автоконцернов рассчитан на один-два месяца. Он предположил, что дефицит пока мог прямо не отразиться на заводах в России как из-за небольших объемов рынка, так и из-за того, что глобальные офисы перераспределяют поставки в пользу хорошо продаваемых моделей.