НОВАТЭК готов строить танкеры в России

Танкеры для перевозки сжиженного газа с будущего проекта «Арктик СПГ» НОВАТЭК может построить в России, сообщил глава компании Леонид Михельсон. Основной претендент на выполнение такого заказа — строящаяся в Приморском крае суперверфь «Звезда». Сейчас для своего первого проекта «Ямал СПГ» НОВАТЭК строит 15 танкеров на южнокорейской верфи. Эксперты не исключают, что для перспективного «Арктик СПГ 2», запуск которого намечен на 2022–2025 годы, российские предприятия уже будут иметь компетенции для получения такого заказа. Однако источники “Ъ” на рынке крайне скептически относятся к возможностям «Звезды».

О том, что НОВАТЭК планирует строить в России танкеры для перевозки СПГ в рамках проекта «Арктик СПГ», сообщил глава компании Леонид Михельсон в рамках Евразийского экономического форума в Вероне. «В России создаются мощности для производства танкеров, которые будут использоваться для нашего проекта»,— сказал он (цитата по «Интерфаксу»).

Для «Ямал СПГ», запуск которого должен состояться в ближайшие недели, «НОВАТЭК» заказал 15 танкеров ледового класса Arc7 на корейской верфи DSME. «Арктик СПГ», который планируется запустить в конце 2023 года, будет производить примерно такой же объем СПГ, как и первый проект, и, вероятно, потребует сходного числа танкеров для обслуживания. Собеседник “Ъ”, близкий к НОВАТЭКу, пояснил, что речь идет пока только о принципиальной готовности компании заказывать в России танкеры, «когда и если в стране появятся соответствующие судостроительные мощности».

В «Роснефти» ''Ъ'' сообщили, что судостроительный комплекс «Звезда» уже строится, он ориентирован на строительство судов-газовозов высокого ледового класса.

Сейчас ведется работа с НОВАТЭКом по определению технических требований к судам проекта «Арктик СПГ 2», заключили в «Роснефти».

В России СПГ-танкеры никогда не строились, и прямо сейчас нет верфи, которая могла бы выполнить подобный заказ. При этом ведется строительство суперверфи «Звезда» в Приморском крае (принадлежит консорциуму «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка). Планируется, что верфь единственная в России сможет строить средне- и крупнотоннажную морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. Предполагается, что «Звезда» будет производить танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы емкостью до 250 тыс. куб. м, суда ледового класса, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа, а также буровые, разведочные и добычные платформы. Портфель заказов «Звезды» предполагалось формировать за счет нефтегазовых компаний РФ, но те не спешили с этим. Глава «Роснефти» Игорь Сечин несколько просил Владимира Путина обратить внимание на вопрос обеспечения заказами судоверфи.

В сентябре 2016 года сообщалось, что дочернее предприятие ДЦСС «ДПИ "Востокпроектверфь"» и DSEC Co Ltd, головной структурой которой является DSME, подписали соглашение о создании совместного предприятия в области судостроения и строительства верфей. Как отмечал тогда господин Михельсон, в рамках соглашения «можно будет получить необходимые компетенции, научно-техническую информацию, а также обучить специалистов».

В начале сентября дочерняя структура «Роснефти» — «Роснефтефлот» и «Звезда» подписали соглашение на строительство пяти танкеров Aframax. Чуть позже стало известно, что «Роснефть», «Совкомфлот», Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), «Роснефтефлот» и «Звезда» заключили пакетное соглашение по проектированию, строительству, технадзору, эксплуатации и подготовке экипажей на пять аналогичных танкеров. Танкеры будут построены в сотрудничестве с южнокорейской Hyundai Heavy Industries Co Ltd. Для каких именно проектов «Роснефть» собирается использовать танкеры на СПГ — неизвестно. Кроме того, в портфеле у «Звезды» — четыре судна снабжения для «Роснефти» и один мелкосидящий ледокол с опционом на три для ФГУП «Росморпорт».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров напоминает: жесткая конкуренция на рынке СПГ и контрактные обязательства не позволили НОВАТЭКу провести эксперимент с размещением заказов на строительство танкерного флота для проекта «Ямал СПГ» на российских судостроительных предприятиях, у которых нет соответствующих компетенций. В то же время по перспективному проекту «Арктик СПГ-2» уже существует реальный потенциал размещения части или даже всего объема заказов по танкерному флоту на российских предприятиях, в первую очередь на «Звезде», считает эксперт. В то же время ряд источников “Ъ” в отрасли скептически относится к возможностям верфи выполнить заказ в срок. Отсутствие необходимых компетенций, квалифицированных кадров и опыта в строительстве таких судов могут значительно увеличить стоимость заказа по сравнению с корейскими предприятиями, а также время его исполнения. При этом собеседники “Ъ” на рынке не исключают, что решение о размещении заказа на танкера на «Звезде» может быть конъюнктурным.